Виктор Имантович Алкснис ([info]v_alksnis2) wrote,
@ 2008-03-10 20:51:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Что делать будем? Завидовать!

А больше ничего не остается...CNews на днях разместило очень интересную информацию под вызывающим названием "Американский спутник демонстрирует неприличную живучесть" 

"...Американский спутник ДЗЗ LandSat-5, запущенный еще до прихода к власти в СССР господина Горбачева, не только продолжает работать, но и служит укором отечественной космической промышленности, которая до сих пор так и не смогла создать ничего подобного.

Американский спутник-долгожитель LandSat-5, который снимал СССР еще в разгар «холодной» войны, несмотря на преклонный возраст, вновь в строю и передает изображения.

По данным геологической службы США USGS, в конце февраля аппаратура спутника LandSat-5 была вновь включена для съемки земной поверхности после четырехмесячного перерыва.

Эксплуатация спутника LandSat-5 была приостановлена в октябре 2007 года из-за выхода из строя одной из двух аккумуляторных батарей. В течение зимних месяцев центр управления полетом службы USGS разработал стратегию включения и использования бортового сканера ТМ с учетом ограниченной возможности единственного оставшегося бортового аккумулятора.

В результате принят график работы сканера и бортовых устройств с прямым питанием от солнечных батарей на освещенной стороне орбиты. Спутник будет производить съемку Земли и передавать изображения в штатном режиме только в период с марта до сентября и только над территорией США. Работа LandSat-5 в зимние месяцы и в зонах радиовидимости зарубежных приемных станций будет ограничена. Тем не менее, по оценкам специалистов USGS, спутник ещё сможет проработать несколько лет.

Интересно, что изображения Земли, принимаемые со спутника LandSat-5, до сих активно применяются федеральными органами госвласти США, правительствами штатов, государственными и гражданскими агентствами, ответственными за природоохранную деятельность и принятие мер в чрезвычайных ситуациях.

Спутник, первоначально рассчитанный на 3 года эксплуатации, 1 марта начал свой 24-й орбитальный год. Всего LandSat-5 передал на Землю около 600 тыс. снимков, среди них изображения районов катастрофы на Чернобольской АЭС, последствия разрушительных цунами и тайфунов, а также снимки, позволяющие оценить негативные последствия хозяйственной деятельности человека на Земле за период в неполные четверть века.

Другой американский спутник LandSat-7 был запущен в 1999 году для замены LandSat-5, но с 2003 года сканер спутника работает с неполадками, из-за чего съемка осуществляется с пропусками участков местности.

В августе 2007 года администрация Буша выступила с инициативой разработки национальной программы съемки Земли National Land Imaging Program (NLIP), которая нацелена на продолжение 36-летней программы LandSat. Запуск нового спутника, который разрабатывает компания Ball Aerospace and Technologies, ожидается в 2011 году.

Изображения LandSat-5 и -7, принятые над США в течение текущих суток можно увидеть в онлайновом доступе на сайте службы USGS http://earthnow.usgs.gov/, а также на популярном геопортале Google Earth ("Планета Земля")...".

А что у нас? 

Опять же использую информацию CNews от 20.11.2006

"...Российский разведспутник досрочно взорвался в космосе

Российский спутник оптической разведки класса «Дон» был досрочно выведен из эксплуатации и подорван прямо на орбите – по причинам, которые пока что не комментируют в Минобороны РФ, но оживленно обсуждают зарубежные эксперты.

Спутник «Космос-2423» был выведен на орбиту 14 сентября 2006 года с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Союз-У». Независимые космические эксперты классифицировали спутник как последний аппарат фоторазведки в серии «Дон» («Орлец-1»), который обеспечивает фотосъемку в широкой полосе захвата с периодическим сбросом экспонированной фотопленки на Землю с помощью 8 миниатюрных капсул.

Спутники серии «Дон» были разработаны в 80-х годах в Самарском ЦСКБ «Прогресс». В настоящее время на смену фотоспутникам пришли спутники, ведущие передачу собранной информации на Землю по радиоканалу, что обеспечивает большую гибкость их применения, больший срок службы, но самое важное — высокую оперативность.

Первый такой спутник уже появился у России — им стал аппарат «Ресурс-ДК», также созданный в ЦСКБ «Прогресс». Правда, он не может выйти на расчетную производительность из-за проблем с наземной инфраструктурой приема и обработки данных.

По данным стратегического командования США, 14 ноября 2006 года от российского фоторазведывательного спутника «Космос-2423» отделилось большое число фрагментов, что специалисты связывают с возникновением неполадок. В каталог НОРАД было внесено 28 объектов (номера 29604–29631). Самый крупный из обломков — основная часть спутника — уже сошел с орбиты и сгорел в атмосфере. По данным американского центра слежения за космическими объектами, это произошло ориентировочно 18 ноября 2006 года.

По данным эксперта Дж. Макдауэлла (Jonathan McDowell), всего на орбиту с 1989 года было запущено восемь спутников серии «Дон», два предшествующих аппарата отработали на орбите по 120 суток. Нынешний космический аппарат «Космос-2423» находится на орбите всего 2 месяца, что вдвое меньше уже продемонстрированной длительности функционирования. Это дает независимым экспертам основания говорить о том, что вероятной причиной «досрочного» прекращения работы спутника стали технические проблемы.

Ранее прекратил работу спутник дистанционного зондирования Земли среднего разрешения «Монитор-Э», созданный в Центре имени Хруничева. Сроки его восстановления и саму возможность этого специалисты предпочитают не комментировать...".

А в чем причина такого позора?

Причин много, но одна из главных, следующая:

"...25 января, на своей пресс-конференции командующий Космическими войсками РФ генерал-полковник Владимир Поповкин заявил: «У нас вызывает сильную тревогу качество компонентов, из которых собираются спутники российской навигационной группировки ГЛОНАСС. У меня есть много примеров по различного рода неисправностям на этих аппаратах, собранных на предприятиях Роскосмоса...

Спутниковая группировка ГЛОНАСС пока не доведена до требуемой величины и войска не обеспечиваются непрерывным сигналом покрытия на всей территории России...  Элементная база (комплектующие) для космических аппаратов частично закупается за границей... 

Высококачественные американские комплектующие, к примеру, мы приобретать не можем, так как существуют ограничения и мы не уверены в том, что в этих компонентах не будет так называемых вкладок. Поэтому мы вынуждены покупать дешевые комплектующие в других странах, проводить их через сертификационные  центры, но все равно эти комплектующие не предназначены изначально для установки на космические аппараты, из-за этого качество иногда и страдает».

Говоря о высококачественных американских комплектующих генерал-полковник Поповкин имел в виду радиационноустойчивые микросхемы американской фирмы Aeroflex.

Мы за последние двадцать лет своими руками практически уничтожили свою электронную промышленность, потеряли сотни технологий и теперь вынуждены собирать свои спутники из китайского ширпотреба.

А в результате средний технический ресурс спутников «ГЛОНАСС» составляет 4,5 года при гарантированном сроке активного существования 3 года. 

США же используют спутники второго поколения GPSIIR с техническим сроком службы 10 лет, в реальности же – до 20 лет, что позволяет им иметь всю необходимую для функционирования системы группировку спутников на орбите и поддерживать ее функционирование, запуская всего  лишь один спутник в год.




Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(50 comments) - (Post a new comment)

(Reply from suspended user)
Но сделан он был во времена,
[info]v_alksnis2
2008-03-10 06:12 pm UTC (link)
когда у нас была СВОЯ электронная промышленность. И не только электронная.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Но сделан он был во времена, - [info]zikki_majestic, 2008-03-10 08:13 pm UTC
Re: Но сделан он был во времена, - [info]v_alksnis2, 2008-03-10 08:59 pm UTC
Re: Но сделан он был во времена, - [info]zikki_majestic, 2008-03-10 10:05 pm UTC
Re: Но сделан он был во времена, - [info]zikki_majestic, 2008-03-10 11:06 pm UTC
Re: Но сделан он был во времена, - [info]stalker707, 2008-03-10 10:24 pm UTC
Re: Но сделан он был во времена, - [info]zikki_majestic, 2008-03-10 11:02 pm UTC
Re: Но сделан он был во времена, - [info]trilirium, 2008-03-11 11:55 am UTC
Re: Но сделан он был во времена, - [info]zikki_majestic, 2008-03-11 01:35 pm UTC
(no subject) - [info]zikki_majestic, 2008-03-10 08:11 pm UTC

[info]bonstorm
2008-03-10 06:12 pm UTC (link)
Причиной взрыва спутника думаю мог быть скорее всего только акамулятор. Помнится у нас в НИИ для экспериментов с системой зарядки этих акамуляторов делали даже спецзащиту, если вдруг взорвется, чтоб не пострадали инжереры.
Ну а время жизни спутников, тут все очевидно. Элементная база. Если кто не знает, есть три типа одних и тех же компонентов: коммерческий (обычно дохнет все при 0-10С), индастриал (промышленные) и милитари (военные). Мы ставим в свои военные разработки компоненты индастриал импортного производства, т.к. военные 1. стоят в десять раз дороже и 2. Нам их никто ни за какие деньги не продаст, а не потому, что там есть закладки (это может говорить человек уж извините очень недалекий). Почему бы не ставить наши? Да их нет, вообще нет в природе. Технологию производства галий-арсенидных п/п СВЧ приборов мы потеряли навсегда например. То что пытаются повторить наши предприятия обычно остается или на бумаге или в разы хуже импортных индастриал компонентов. Ну а индастрал конечно же не радиационно-стойкие, конечно уже температурный диапазон и еще ряд параметров. Поднять до современного уровня технологию думаю нужен не один стабфонд и кадры. Это будет сложнее, чем написать новую операционную систему в раз десять думаю.

(Reply to this) (Thread)

Полностью с Вами согласен
[info]v_alksnis2
2008-03-10 06:22 pm UTC (link)

13 мая 2007 года я писал в посте по поводу необходимости создания своей операционной системы http://v-alksnis2.livejournal.com/23577.html

"...Я ведь отнюдь не наивный человек и прекрасно понимаю, что пока в России не будут выпускаться современные отечественные процессоры, память, HDD и прочее "железо", ни о какой информационной безопасности страны говорить не приходится.

Но если дело сдвинется с мертвой точки, то немедленно в повестку дня встанет следующий вопрос: "Где отечественное "железо"?"

А вот это уже совершенно другой по масштабам сложности и затрат проект.

Но нам придется все равно придется его принимать и реализовывать. И слезть, наконец, с «сырьевой иглы»...".

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Полностью с Вами согласен - [info]levashov_as, 2008-03-10 06:53 pm UTC
Ломать - не строить! И не в деньгах счастье. - [info]matholimp, 2008-03-10 07:41 pm UTC
Re: Ломать - не строить! И не в деньгах счастье. - [info]levashov_as, 2008-03-10 08:00 pm UTC
зачем изобретать велосипед? - [info]zikki_majestic, 2008-03-10 08:22 pm UTC
Re: зачем изобретать велосипед? - [info]v_alksnis2, 2008-03-10 09:03 pm UTC
Re: зачем изобретать велосипед? - [info]zikki_majestic, 2008-03-10 09:59 pm UTC
(no subject) - [info]evgen2, 2008-03-10 08:41 pm UTC
Дело не только в радиацинно-стойкой электронике
[info]evgen2
2008-03-10 08:36 pm UTC (link)
1. Зарплата тех, кто все это делает. Если делается один спутник в год, а зарплата сдельная, то и работать человек будет оди месяц, а остальное время - терять квалификацию.
2. Зарплата тех, кто всё это разрабатывает.

Это зарплата инженера в РАН.

3. Один из центров быстрого прототипирования (речь о механическом прототипировании) в центре коcмических полетов имени Маршалла в Алaбаме в 1997 имел для in-house research 8 различных технологических процессов (это от 8 до 15 разных установок от разных производителей средней ценой 100 тыс тогдашних долларов), причем для трех технологий он поддерживал (читай - финансировал) industrial materials and development research, в 2000 ом году используемых технологий было 9, после 2000-го информация о данном центре в открытом доступе больше не находится.

"Один из" - заметьте, а не единственный. А что у нас ? А у нас в квартире газ. И водопровод. Вот. По-прежнему механические детали для спутников лабает механик дядя Вася, которому давно пора на пенсию. И как слабает - так и будет. Потому что проверять никто не будет. Потому что при проверке на трясучесть, ползучесть, дрыгучесть и радационную стойкость нужно будет эту деталь разломать, а вторую такую же дядя Вася сделает уже чуть по другому, из другого куска железа, который найдет на заводской свалке или у себя в кладовке и который был выпущен еще демидовскими заводами.

А входной контроль металла будет делать лаборантка Клава, которая за тыщу рублей убиваться не будет. А железяку эту изобрел констуктор Сан Саныч, который только вчера освоил секретный Автокад и еще не отвык от кульмана. Поэтому он чертеж делает не как надо, а как у него получится в этом Автокаде. А если Сан Саныч промажет, или у дяди Васи руки с похмелья не с той амплитудой тряслись и шпенек в загогулинку входить не будет, то это потом компенсирует сборщик Кузьмич - с помощью лома, напильника и какой-то матери. А потом Иван Иваныч покрасит всю эту конструкцию не тем чем положено, а то что есть, потому что то, что положено уже не производят, а что есть - есть в любом хозяйственном магазине. И т.п.

Ну и возвращаясь к нашим баранам - что бы оценить перспективность и области применения каждой из девяти технологий нужно как минимум закупить установку с этой технологией, дать зарплату одному или двум инженерам на установку, (закупить) им расходных материалов на год работы (цена может равнятся цене установки), обучить и загрузить этих инженеров работой на год. Вот тогда через год они более-менее освоят и будут ориентироваться в. У нас же либо вообще не знают о существовании подобных технологий, либо рассуждают в духе "большого скачка" и "обогнать не догоняя" - сделаем сразу супер-пупер установку с супер-пупер технологией, без проб и ошибок и наработки опыта, причем потратим на всю эту разработку в два раза меньше, чем буржуины просят за одну серийную установку.

Замените сверху "механическое прототипирование" на "электронные технологии", цены раз в 10 увеличьте и число разных технологий - раз в 10 - получите ответ на вопрос почему хреново с электроникой.


4. Вот в НАСА есть Technology Transfer Office. А шо у нас ? А у нас в квартире газ...Страна, первой запустившая Спутник, смотрит на самое себя через Гугль Earth и гугльмапс...

(Reply to this)

Ну откуда эти иллюзии?
[info]gurubrahmin
2008-03-10 10:07 pm UTC (link)
1. Что по технологии США всех обогнали навечно.
2. Что догнать США в железе легко, лишь бы здесь (в эрефии) хорошо платили разработчикам.

И то, и другое - действительно иллюзии. И предаваться им можно до морковкиной свадьбы.

Хотя решение всех этих проблем очевидно: дело за малым: нужно свершить социалистическую революцию - другого не дано.

(Reply to this) (Thread)

Про Революцию
[info]freesurgut
2008-03-11 02:44 am UTC (link)
социалистическая -не социалистическая, но идеи социальной справделивости уже страшат буржуев...

В прошедшем году Министерство обороны Великобритании подготовило доклад (полный текст – здесь) об основных рисках и угрозах, с которыми предстоит столкнуться мировому сообществу в будущие тридцать лет. Среди разнообразных футурологических прогнозов – о вживлении в мозг человека электронных чипов, росте городского населения и связанном с этим ухудшением криминогенной обстановки в мегаполисах, оружии на основе электромагнитного импульса – прозвучала весьма интересная информация о формировании нового революционного класса, который будет привержен марксистским идеалам всеобщего равенства
тут

(Reply to this) (Parent)

Re: Ну откуда эти иллюзии? - [info]evgen2, 2008-03-11 08:39 am UTC
Учите историю, - [info]gurubrahmin, 2008-03-11 10:21 pm UTC
Re: Учите историю, - [info]evgen2, 2008-03-11 10:25 pm UTC
И нам есть чем гордиццо!
[info]freesurgut
2008-03-11 01:48 am UTC (link)

Мы за последние двадцать лет своими руками практически уничтожили свою электронную промышленность, потеряли сотни технологий и теперь вынуждены собирать свои спутники из китайского ширпотреба.

А в результате средний технический ресурс спутников «ГЛОНАСС» составляет...



Но и у России есть собственный повод для гордости: теперь ее представитель – Олег Дерипаска - присутствует в десятке богатейших людей планеты на 9 месте с 28 миллиардами долларов. Кстати, Олег Дерипаска сменил Романа Абармовича на «посту» самого богатого россиянина теперь уже и по версии «Форбс». Кроме того, в сотне богатейших людей мира каждый пятый – россиянин. Больше только американцев – каждый третий в сотне. При этом, если в предыдущем списке долларовых миллиардеров мира было 53 россиянина, то в нынешнем – их 87
тут

(Reply to this)


[info]qvintus
2008-03-11 04:48 pm UTC (link)
Мда-а-а, нам бы "такие батарейки"... (c)

(Reply to this)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(Reply from suspended user)

(50 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…