Виктор Имантович Алкснис ([info]v_alksnis2) wrote,
@ 2009-06-12 09:53:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Вести с полей: два непригодных к использованию диска за 17 миллионов рублей
СМИ уже сообщали о скандале с рассылкой обновлений пакета "Первая помощь". Напомню суть дела: госконтрактом по поставкам в российские школы лицензионного программного обеспечения СБППО ("Первая помощь") в 2009 году было предусмотрено создание эталонного комплекта обновлений и исправлений программных продуктов, входящих в СБППО и последующая рассылка экземпляров эталонного комплекта в школы. На это предполагалось выделить 97 млн. рублей из федерального бюджета.
С самого начала было ясно, что тут что-то нечисто и я писал об этом в своем блоге.

Во-первых, за последние годы государство вложило огромные деньги на подключение школ к Интернету и, судя по отчетным документам, эта работа была успешно выполнена. Официально на всех уровнях власти, включая Президента РФ, было заявлено, что все российские школы подключены к Интернету на скорости не менее 128 Кбит/сек. А это означает, что у всех школах имеется техническая возможность скачать бесплатно все необходимые обновления из Интернета с сайтов компаний-разработчиков и нет необходимости рассылать их по почте.

Кроме того, возникал вопрос вообще о целесообразности такой рассылки, поскольку, например, антивирус Касперского, входящий в состав "Первой помощи", для своей эффективной работы требует ежедневного обновления своих антивирусных баз и программных модулей. Какой смысл в антивирусе, который обновляется всего лишь раз в год и не обеспечивает эффективной защиты? 

А как быть с критическими обновлениями Windows, которые также требуют оперативной установки на компьютеры для быстрого устранения обнаруженных "дыр" и уязвимостей?

Это и многое другое позволяло задать вопрос: "А не является ли так называемая "рассылка обновлений" элементарной попыткой хищения бюджетных средств в особо крупных размерах?".

Депутат Госдумы А.Грешневиков тоже пришел к такому же выводу и направил в Счетную палату РФ депутатский запрос, наивно полагая, что именно Счетная палата является главным органом нашего государства по контролю за использованием бюджетных ассигнований. И что вы думаете? Счетная палата отказалась расследовать этот вопрос и послала депутата подальше, переадресовав его запрос в те ведомства, действия которых он и просил проверить, а именно, Минкомсвязи и Минобрнауки. Ну, а уж оттуда пришел ответ, что "все хорошо, прекрасная маркиза...".
 
Но, как известно, одновременно с государственной программой обеспечения школ лицензионным программным обеспечением начался переход всех образовательных учреждений страны на свободное программное обеспечение, чтобы с 1 января 2011 года отказаться от закупок дорогостоящего проприетарного ПО. Об этом неоднократно заявлял Д.А.Медведев и даже была озвучена сумма бюджетных ассигнований, направляемых на этот переход - 720 миллионов рублей. Сумма достаточна большая и поэтому сразу появились желающие эти деньги "распилить".

Но в 2007 году этого сделать не удалось, поскольку вопрос перехода школ на СПО находился в центре внимания высшего руководства страны, да и общество проявляло интерес к этой проблеме, учитывая резонанс "дела Поносова". Это и позволило в 2008 году успешно провести эксперимент по внедрению СПО в трех пилотных российских регионах, а именно в Татарстане, Пермском крае и в Томской области. Причем этот успешный эксперимент обошелся федеральному бюджету в сумму всего лишь около 70 миллионов рублей.

Теперь казалось, что внедрению СПО во всех российских школах дан "зеленый свет". Но, увы...

Началось торможение проекта и попытки все-таки "допилить" сотни милионов рублей. Для этого начали "откусывать" деньги, направляя их на другие цели. Например, летом прошлого года руководство Минсвязи и Минобра кулуарно приняло решение забрать более 400 миллионов рублей из "школьного проекта" и направить их на другие цели. На какие неизвестно, поскольку это является тайной за семью печатями.

В 2009 году "распил" успешно продолжили. Чиновники решили  заменить реальное внедрение СПО просто рассылкой дистрибутивов по школам и организацией нескольких методических семинаров для учителей в регионах. Что же касается работ по доработке и доводке "школьного дистрибутива" по результатам пилотного эксперимента, созданию эффективной службы техподдержки, проведению масштабной кампании по переучиванию учителей на СПО, оказание помощи учителям по установке дистрибутива на 600 тысяч школьных компьютеров, то это посчитали не нужным.

Рассылку пакетов с СПО (ПСПО)  решили поручить той же самой компании "Компьюлинк", которая занималась закупкой лицензий для "Первой помощи" и рассылкой проприетарного софта по школам в 2007-2008 г.г.  Для этого ей "откусили" от денег на внедрение СПО 17 миллионов рублей.

Компании "Армада" и "Альтлинукс" были отстранены от процесса внедрения своего дистрибутива. Невзирая на их обращения по поводу того, что предлагаемый к рассылке дистрибутив требует доработки, доукомплекования новыми версиями программ, новым дизайном, драйверами и т.п., а поэтому не может быть разослан ранее сентября этого года, Федеральное агентство по образованию приняло решение рассылать этот дистрибутив по школам. В этих условиях "Армада" и "ALTLinux" официально заявили, что они не несут ответственности за последствия этого решения и не могут гарантировать успех внедрения дистрибутива, тем более без создания системы техподдержки и массового переучивания учителей.

При этом они подтвердили, что будут продолжать оказывать техподдержку за свой счет  2300 школам, принимавшим участие в "школьном проекте" 2008 года, хотя это стоит достаточно дорого и весьма накладно для этих компаний.

Возражения "Армады" и "ALTLinux" не были приняты и диски СПО вместе с пакетами обновлений "Первой помощи" разослали по школам.

Ну, а дальше произошло то, что и должно было произойти.

Сегодня заместитель генерального директора ALTLinux Алексей Новодворский [info]aen_ разместил у себя в блоге тревожную информацию. Оказалось, что по крайней мере два диска c ПСПО, рассылаемые вместе с обновлениями "Первой помощи", непригодны к использованию. 

"Компьюлинк" захотел сэкономить на числе дисков и, заметив свободное место на DVD "Линукс Мастер" и CD "Школьный сервер", разместил там методические материалы и документацию, создав дополнительные каталоги, в первом случае -- в корне, а во втором -- добавив свой корень. Но, увы, исполнитель не знал, что диски эти были и должны были остаться загрузочными.  

А ведь за эту работу они должны получить 17 миллионов рублей...

И прав Алексей Новодворский, который называет произошедшее жадностью и непрофессионализмом.
А я бы еще добавил, что это типичное проявление КОРРУПЦИИ, царящей в коридорах власти.

ДОБАВЛЕНО Уважаемые друзья! Помогите вывести этот пост и пост Алексея Новодворского в ТОП, дайте у себя в блоге ссылку на них! Кроме того, по возможности, прошу оставить комментарий о происходящем в блоге у Д.Медведева http://community.livejournal.com/blog_medvedev/



Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>

(168 comments) - (Post a new comment)


[info]sadko4u
2009-06-12 07:00 am UTC (link)
Это, безусловно, беспредел!
Процитировал у себя в дневнике и добавил соответствующий комментарий в blog_medvedev.

(Reply to this) (Thread)


[info]sadko4u
2009-06-12 08:07 am UTC (link)
Мой комментарий, похоже, проигнорировали.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]gljukonaft, 2009-06-12 08:58 am UTC

[info]chukov_denis
2009-06-12 07:09 am UTC (link)
Идиоты. Дал ссылку у себя.

(Reply to this)


[info]3stark
2009-06-12 07:19 am UTC (link)
Это типичное проявление глупости и некомпетентности.
Без коррупции то в гос.закупках у нас всё равно не получится до революции.

(Reply to this)

Суки!
[info]dr_j_mengele
2009-06-12 07:20 am UTC (link)
Дал ссылку у себя.

(Reply to this)


[info]dilesoft
2009-06-12 08:00 am UTC (link)
Кстати, к вопросу о безопасности Windows - в большинстве компьютеров в настройках даты и времени есть такое:



То есть, майкрософт может в любой момент сбить с толку настройки даты и времени во многих компьютерах мира.

(Reply to this) (Thread)


[info]sadko4u
2009-06-12 08:08 am UTC (link)
А по какому протоколу они работают? NTP? Тогда лучше выбирать pool.ntp.org :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]black_angel_by, 2009-06-12 09:25 am UTC
(no subject) - [info]sadko4u, 2009-06-12 09:35 am UTC
(no subject) - [info]snioo, 2009-06-12 10:49 am UTC
(no subject) - [info]dev_hands, 2009-06-12 06:25 pm UTC
(no subject) - [info]kirsche_ver_2_0, 2009-06-12 12:10 pm UTC
(no subject) - [info]mithgol, 2009-06-12 02:39 pm UTC
(no subject) - [info]andris, 2009-06-19 10:57 pm UTC
(no subject) - [info]_dyr, 2009-06-12 08:13 am UTC
(no subject) - [info]realurix, 2009-06-12 05:24 pm UTC
(no subject) - [info]kincajou, 2009-06-12 08:21 am UTC
(no subject) - [info]ob3r0n, 2009-06-12 09:27 am UTC
(no subject) - [info]harmala, 2009-06-12 04:06 pm UTC
(no subject) - [info]lcd_admin, 2009-06-15 12:14 pm UTC

[info]lain_13
2009-06-12 08:08 am UTC (link)
Добавил ссылку. Интересно, будет ли она так работать...

(Reply to this)


[info]onepood
2009-06-12 08:57 am UTC (link)
Очередной попил.

(Reply to this)


[info]aceler
2009-06-12 09:05 am UTC (link)
Кстати, про ПСПО. До сих пор сдача отчётности по ЕГЭ осуществлялось с помощью набора макросов для MS Word 2000. Интересно, что будет в этом году, если школы поставят ПСПО на свои компьютеры.

(Reply to this) (Thread)


[info]lain_13
2009-06-12 12:11 pm UTC (link)
Писать макросы на джаве для ООо. Всяко полезней будет.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]aceler, 2009-06-12 12:20 pm UTC
(no subject) - [info]lain_13, 2009-06-12 02:02 pm UTC
(no subject) - [info]aceler, 2009-06-12 02:16 pm UTC
(no subject) - [info]lain_13, 2009-06-12 08:33 pm UTC
(no subject) - [info]nomadmoon, 2009-06-15 12:09 am UTC
(no subject) - [info]aceler, 2009-06-15 06:31 am UTC
(no subject) - [info]sadko4u, 2009-06-12 07:15 pm UTC
лесом их, лесом - [info]ddtizm, 2009-06-12 07:48 pm UTC
(no subject) - [info]frank_fqc, 2009-06-15 07:42 am UTC
(no subject) - [info]aceler, 2009-06-15 07:47 am UTC
(no subject) - [info]frank_fqc, 2009-06-15 11:09 am UTC

[info]hymnazix
2009-06-12 09:36 am UTC (link)
Кстати, Виктор Имантович, а Вы не думали о подаче иска в суд? Может быть, пора уже поучиться у американцев, которые чуть что и сразу судиться?
Предмет иска очевиден - намеренная дискредитация СПО компанией "Компьюлинк" при поддержке коррумпированных чиновников. Судебный иск - это великолепный информационный повод для прессы. Мне думается, даже сам процесс публичной подготовки иска может как-то повлиять на ситуацию.

(Reply to this) (Thread)


[info]yaleks
2009-06-12 10:38 am UTC (link)
Зачем иск? Тут достаточно прокурорской проверки (по заявлению) и уже они должны возбудить дело по факту мошенничества (предоставление некачественных услуг госзаказчику).

С другой стороны в госконтракте и техзадании может и не быть прописано, что диски должны быть загрузочными и с них должна устанавливаться ОС.

Существует большая лазейка, что заключаемый госконтракт может не совпадать с оригинальным проектом, опубликованным на сайте госзаказов. При этом он нигде не публикуется и не доступен для ознакомления.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Зачем иск? - [info]hymnazix, 2009-06-12 10:48 am UTC
Re: Зачем иск? - [info]yaleks, 2009-06-12 11:02 am UTC
будет благороднее - [info]hymnazix, 2009-06-12 11:10 am UTC
Re: Зачем иск? - [info]izverg13, 2009-06-13 11:23 am UTC
(no subject) - [info]aen_, 2009-06-12 10:55 am UTC
(no subject) - [info]yaleks, 2009-06-12 10:58 am UTC
(no subject) - [info]aen_, 2009-06-12 11:33 am UTC
(no subject) - [info]realurix, 2009-06-12 04:36 pm UTC
(no subject) - [info]aceler, 2009-06-12 12:23 pm UTC
(no subject) - [info]aen_, 2009-06-12 01:15 pm UTC
(no subject) - [info]hymnazix, 2009-06-12 01:48 pm UTC
(no subject) - [info]votyak, 2009-06-12 04:37 pm UTC
(no subject) - [info]hymnazix, 2009-06-12 05:00 pm UTC
(no subject) - [info]votyak, 2009-06-12 05:57 pm UTC
Ну и что? - [info]hymnazix, 2009-06-12 06:18 pm UTC
Re: Ну и что? - [info]votyak, 2009-06-12 06:54 pm UTC
Компьюлинк тут ни причем? - [info]hymnazix, 2009-06-12 07:03 pm UTC
Re: Компьюлинк тут ни причем? - [info]votyak, 2009-06-13 03:39 am UTC
Они что лунуксом занимаются? - [info]hymnazix, 2009-06-13 07:47 am UTC
Re: Ну и что? - [info]ssh0, 2009-06-13 10:08 am UTC
Интернет - интернетом,
[info]svpechora
2009-06-12 11:06 am UTC (link)
но в каждой школе есть компьютеры в классах, не подключенные к инету. Так что без рассылки почтой не обойтись. Нужны лицензионные программные диски.

Но я за качество!

(Reply to this) (Thread)

Re: Интернет - интернетом,
[info]yaleks
2009-06-12 11:11 am UTC (link)
Найдите мне хоть одно доказательство "лицензионности программного диска" из коробки Первой Помощи руководствуясь http://www.microsoft.com/resources/howtotell/default.aspx?displaylang=ru

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Интернет - интернетом, - [info]realurix, 2009-06-12 05:17 pm UTC
Re: Интернет - интернетом, - [info]exlex [exlex.ru], 2009-06-15 12:18 pm UTC
Re: Интернет - интернетом, - [info]shperk, 2009-06-17 11:24 am UTC
Re: Интернет - интернетом, - [info]k0t0l0m, 2009-06-12 02:19 pm UTC
Re: Интернет - интернетом, - [info]maxxdeep, 2009-06-13 06:49 pm UTC

[info]liosha_syrnikov
2009-06-12 01:49 pm UTC (link)
Забавные ребята. Налоги, которые я плачу тратят на то, чтобы сделать мусор и разослать его по школам. Таким обрзаом дискредитируют СПО, усложняют жизнь учителям...

Ссылку поставил.

(Reply to this) (Thread)


[info]foxweb
2009-06-12 03:53 pm UTC (link)
Да вот да. Работаешь работаешь. Пишешь софт и пишешь. Платишь этим негодяям свои честные 13%, а тут такое. Пиарю.

(Reply to this) (Parent)


[info]lord_tirion
2009-06-12 02:54 pm UTC (link)
Добавил новости на Хабре и News2.
http://habrahabr.ru/blogs/linux/61968/
http://news2.ru/story/175805/

(Reply to this)


[info]chaos_in_mind
2009-06-12 03:04 pm UTC (link)
Support!

(Reply to this)

Позор
[info]atol217
2009-06-12 03:09 pm UTC (link)
Я как человек занимающийся бизнесом в IT (а это сопровождение парка компьютеров) активно использую СПО там где это выгодно. Экономия в масштабах страны просто колосальная, снятие зависимости от софта потенциального противника - это задача просто ОБЯЗАНА быть выполнена. Список можно продолжать долго о выгодах СПО.

Очень жаль что руководство страны не видит (или не хочет видеть) что мы позоримся. Мы говорим о том что наша экономика не зависит от нефти, мы говорим что нужно слазить с нефтяной иглы, развивать нанотехнологии и прочее. А фактически внесто собственных разработок идет поставка "помощи". Эта помощь похожа на первую дозу, но нужно заметить что она не бесплатна! Идет банальный сговор и распил денег. Фактически на слова президента о борьбе с коррупцией идет наглый плевок.

Я бы рекомендовал обратиться в суд для привлечения общественного внимания к вопросу.

(Reply to this) (Thread)

Re: Позор
[info]ranma_rus
2009-06-12 04:17 pm UTC (link)
В инете пробегала мысля вслух, что сбербанку надо было покупать не опель, а сан, во-первых дешевле, а во-вторых практичнее, ибо вёдра с гайками автомобилями у нас не станут, а вот софт может быть у нас появится нормальный :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Позор - [info]busyrv, 2009-06-16 03:35 am UTC

[info]foxweb
2009-06-12 04:12 pm UTC (link)
Спасибо вам. Пиарю. http://foxweb.livejournal.com/123315.html

(Reply to this)


[info]foxweb
2009-06-12 04:15 pm UTC (link)
http://habrahabr.ru/blogs/linux/61968/#comment_1703916

почитайте комментарий о том, как в школе сказали "нельзя" на безобидный фаерфокс.
прокуроры-программисты, мля...

(Reply to this) (Thread)


[info]dmr2
2009-06-12 06:05 pm UTC (link)
Мало ли что они сказали. Надо требовать письменного представления. А вот если там они напишут какой-нибудь бред, то это будет позор на их голову.

(Reply to this) (Parent)


[info]proziumdev
2009-06-12 04:22 pm UTC (link)
запостил у себя

(Reply to this)


[info]e_pipe
2009-06-12 04:54 pm UTC (link)
Телемаркет: "Мы сидим, а денежки - тю-тю!"

(Reply to this)


[info]realurix
2009-06-12 04:57 pm UTC (link)
Не все так плохо, как может показаться. Вот стараниями нашего "терпилы" Поносова в Пермском крае СПО в школах стоит и работает. Читать его отчеты одно удовольствие. Ощущение, словно читаешь воспоминания из XIX века о том как когда-то "ходили в народ", несли просвещение. Респект ему и успехов.

Но ведь это, в общем-то, самодеятельное участие одного из немногих энтузиастов в столь нужном деле просвещения детей. А где государство? Его нет. Самоустранилось... А кому тогда нужно такое государство, которое не заботится о своих детях?

Мне кажется, что вопрос перед Медведевым надо ставить именно в таком ракурсе. Тем более, что его последняя запись касается выпускников школ. Он говорит одно, а его подчиненные делают совсем другое.

А впрочем, если государство самоустранилось, то это может быть даже и лучше. У школ появилась свобода выбора. Минобрнауки и РОНО школам тогда не нужны. До революции этих чиновничьих монстров не было, а дети в земских школах, в церковно-приходских, в гимназиях все же обучались. И университеты студентов учили. И тогда огромные деньги не будут разворовываться...

Вот только где взять столько энтузиастов, таких как Поносов, чтобы они детей учили...

(Reply to this)

две копейки
[info]ddtizm
2009-06-12 05:05 pm UTC (link)
без всякой пользы, скорее всего, запостил где мог. на линуксах не попилишь особо, как известно. а на запредельно дорогих проприетарных очень даже. возможно такого расклада следовало ожидать. p.s. линукс в школе не снесу в любом случае, а винду отрежу от тырнета))) уже с первого сентября.

(Reply to this)


[info]dmr2
2009-06-12 05:32 pm UTC (link)
В одном месте вы точно не правы:
«Что такое обновление? – удивляется Виктор Алкснис, председатель правления ЦеСТ. - В большинстве случаев – это файл размером в несколько сотен килобайт. Как правило, обновление скачивается автоматически. Сказки о том, что нужно скачивать гигабайты информации – это, мягко выражаясь, обман»
Приведу пример из этого СБППО: в первом комплекте не было фотошопа цэ-эс 4 (была только 3-я версия). Версия 4 - это целиком новый дистрибутив, занимающий 15 (!) ГБ.

(Reply to this) (Thread)

Не согласен
[info]v_alksnis2
2009-06-12 05:46 pm UTC (link)
А Вы не подскажете на фига козе баян? Что же там в 4-й версии такого, что без нее невозможно проводить уроки информатики? Неужели в школе нельзя обойтись 3-версией Photoshop, обязательно нужна 4-я?
Я остаюсь при своем мнении, что в школе обязательно необходимы ежедневные обновления Касперского и критические обновления Windows.
Без всего остального можно обойтись, поскольку это остальное - просто "распил" бюджетных денег.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

согласен - [info]ddtizm, 2009-06-12 05:57 pm UTC
Re: Не согласен - [info]dmr2, 2009-06-12 06:00 pm UTC
просто "распил" бюджетных денег. - [info]hymnazix, 2009-06-13 07:54 am UTC
Re: просто "распил" бюджетных денег. - [info]dmr2, 2009-06-14 12:27 pm UTC
Re: Не согласен - [info]izverg13, 2009-06-13 11:52 am UTC
Re: Не согласен - [info]msqmsq, 2009-06-14 11:36 am UTC
не зачем, а кому: Попилу Откатову - [info]urban_hero_ru, 2009-06-14 06:34 pm UTC
Re: Не согласен - [info]frank_fqc, 2009-06-15 11:17 am UTC
Запятую мб забыли поставить? - [info]msqmsq, 2009-06-14 11:33 am UTC
Re: Запятую мб забыли поставить? - [info]dmr2, 2009-06-14 11:45 am UTC
Исполнитель госконтракта
[info]dmr2
2009-06-12 06:15 pm UTC (link)
Кстати, а о качестве работы этой компании всем и так всё было давно понятно. Ну или хотя бы тем, кто хоть раз общался с техподдержкой.

(Reply to this) (Thread)

Re: Исполнитель госконтракта
[info]votyak
2009-06-13 03:52 am UTC (link)
Дааа техподдержка компьюлинка это бздец. Но люди стоящие за техподдержкой таки проблемы решают. И глюков у компьюлинка не мало, чего только АИС ПОЗ стоит, не говоря про портал госзакупок.

(Reply to this) (Parent)


[info]dev_hands
2009-06-12 06:19 pm UTC (link)
Думаю, не для этого вертикаль власти строили.

Гораздо большее внимание общественности привлекало повышение пошлин на иномарки - результат известен. У сторонников СПО аудитория на порядки меньше.

Но если где-то можно поставить подпись - пишите. Если тебя не слушают - это еще не значит, что нужно молчать.

(Reply to this) (Thread)


[info]realurix
2009-06-14 07:09 am UTC (link)
> не для этого вертикаль власти строили.
"Мы строили, строили. И на конец построили..." (С) Чебурашка.

(Reply to this) (Parent)

Пишем президенту
[info]cyberozzman
2009-06-12 06:24 pm UTC (link)
Запостил у себя.

Написал обращение к президенту и разместил у себя на сайте http://smbux.ucoz.com/load/1-1-0-1
Предлагаю всем качать и отправлять от своего имени письмо президенту в электронном виде на http://www.kremlin.ru/mail/index2.shtml

Письмо можно изменять по своему усмотрению, но при изменении убирать мои данные.

От своего имени я уже отправил!

(Reply to this)

Сию ситуацию нужно максимально осветить в СМИ
[info]dkoryavov
2009-06-12 06:47 pm UTC (link)
Виктор Имантович,

Судя по Вашему сообщению и сообщению Алексея Новодворского, ситуация действительно очень серьезная. А не думали ли Вы осветить сию ситуацию на "ЭХЕ Москвы", скажем? Напишите Алексею Венедиктову (думаю, от такого известного человека как Вы, будет сподручней чем от меня, скажем), он все приходящие письма читает. Расскажите подробно - предложите провести программу. В принципе, формат не важен. Можно "Клинч", можно "Выхода нет", можно в конце концов с Плющевым поговорить о программе "Точка".

Думаю, если Вы все подробно опишете, они обратят внимание на эту проблему. Передача же на таком известном радио как ЭХО Москвы - это серьезная заявка на широкое освещение описанной Вами проблемы.

(Reply to this) (Thread)

на "ЭХЕ Москвы"
[info]hymnazix
2009-06-14 09:21 am UTC (link)
Вы еще предложите Валерию Ильиничну подключить :).
Я понимаю, что хочется как-то побыстрее раскрутить тему, но подключать к этому откровенно желтые СМИ = работать уже против собственной репутации.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: на "ЭХЕ Москвы" - [info]levs57, 2009-06-14 12:45 pm UTC
Re: на &quot;ЭХЕ Москвы&quot; - [info]hymnazix, 2009-06-14 01:00 pm UTC
Re: на &quot;ЭХЕ Москвы&quot; - [info]izverg13, 2009-06-14 01:10 pm UTC
эхо тельавива - [info]urban_hero_ru, 2009-06-14 06:33 pm UTC

(168 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…