Виктор Имантович Алкснис (v_alksnis2) wrote,
Виктор Имантович Алкснис
v_alksnis2

Categories:

Получен ответ из ФАС

Наконец пришел ответ Федеральной антимонопольной службы на запрос ЦеСТа о предустановке программного обеспечения при продаже компьютеров. Размещаю его в текстовой формате, чтобы было проще с ним работать.

Председателю правления региональной общественной организации «Центр свободных технологий» В.И. Алкснису

О рассмотрении обращения

Уважаемый Виктор Имантович!

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела Ваше обращение от 11.03.2009 №59 и по существу изложенного сообщает следующее, в части возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства производителями персональных компьютеров и корпорацией «Майкрософт».

В настоящее время ФАС России проводит расследование в отношении ряда компаний - производителей ноутбуков по проверке соблюдения последними антимонопольного законодательства, а именно выявление наличия или отсутствия работающей процедуры (порядка) возврата конечными пользователями предустановленной операционной системы корпорации «Майкрософт» («Microsoft Windows») с последующим возмещением конечным пользователям ее стоимости на территории Российской Федерации (на основании положений лицензионного соглашения между изготовителями устройств, распространяющими операционную систему «Microsoft Windows)) и конечными пользователями).

Обнаружение факта отсутствия у производителей порядка (процедуры) возврата предустановленной операционной системы «Microsoft Windows)) действительно может содержать признаки нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции), что может повлечь за собой применение определенных санкций согласно действующему законодательству Российской Федерации, учитывая, что ответственность за разработку и введение в действие указанной процедуры несут именно производители.

В свою очередь ФАС России интересует наличие спроса со стороны конечных пользователей на услугу возврата предустановленных на персональные компьютеры и ноутбуки операционных систем семейства «Microsoft Windows)), поэтому в случае наличия в Вашей организации соответствующих обращений просим представить их в ФАС России. Также просим представить Ваши предложения относительно осуществления указанной процедуры возврата конечными пользователями предустановленной не активированной операционной системы семейства «Microsoft Windows».

На данный момент в ФАС России не поступали жалобы и обращения от производителей аппаратного обеспечения относительно навязывания им корпорацией «Майкрософт» дискриминационных пунктов по двусторонним соглашениям.

В части вопроса о навязывании «офисного пакета "Microsoft Office 2007" сообщаем, что, по имеющейся в ФАС России информации, решение об установке пробных редакций (версий) данного программного продукта на те или иные персональные компьютеры принимается компаниями - производителями самостоятельно, при этом конечный пользователь вправе сам решать вопрос приобретения лицензии, преобразующей лицензию на пробную версию в постоянную лицензию. В части навязывания прикладного программного обеспечения для операционных систем семейства "Microsoft Windows", произведенного сторонними разработчиками, имеет место быть аналогичная ситуация, когда компании - производители аппаратных устройств сами определяют политику установки любых программных продуктов, не нуждаясь при принятии подобных решений в содействии корпорацией «Майкрософт». При этом конечный пользователь беспрепятственно может устанавливать на приобретенный персональный компьютер любое программное обеспечение, предназначенное для работы в программной среде операционной системы "Microsoft Windows".

Также в ФАС России не поступали жалобы и обращения о признаках нарушения антимонопольного законодательства ни корпорацией «Майкрософт», ни производителями аппаратного обеспечения со стороны хозяйствующих субъектов -разработчиков альтернативных операционных систем, «офисного» и прикладного программного обеспечения для операционных систем семейства "Microsoft Windows" по вопросам создания препятствий корпорацией «Майкрософт» для их доступа на соответствующие товарные рынки, отсутствия у производителей аппаратного обеспечения и периферийного оборудования драйверов, обеспечивающих корректную работу данных устройств с альтернативными "Microsoft Windows" операционными системами, а также со стороны конечных пользователей по вопросам недостатков'работы предустановленного программного обеспечения и навязывания предустановленного программного обеспечения компаниями - производителями аппаратных устройств.

В части Вашей жалобы относительно быстрого изнашивания наклейки «СОА» сообщаем, что в марте с.г. была проведена встреча руководства Управления информационных технологий ФАС России с представителями корпорации «Майкрософт», на которой, среди всех прочих, вопрос низкого качества наклеек «СОА» также был озвучен и принят последними к сведению.

В соответствии с п. 10 ч.1 ст.23 Закона о конкуренции антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о  нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией и на данный момент Управление информационных технологий ФАС России проводит работу по включению корпорации «Майкрософт» в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов.

Учитывая, что, исходя из содержания Вашего письма, в «ЦеСТ» обратилось большое количество граждан с жалобами на ситуацию, сложившуюся на российском компьютерном рынке, связанную с монопольным положением корпорации «Майкрософт», навязыванием OEM-программ, обеспечением драйверами для единственной операционной системы семейства «Microsoft Windows», в целях проверки возможных нарушений антимонопольного законодательства, просим Вас представить в ФАС России официальные обращения граждан с изложением признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Также хотим отметить, что все доводы, изложенные в Вашем письме, приняты к сведению и в дальнейшем могут служить основанием для инициирования проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в области информационных технологий.


Заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы   А.Н. Голомолзин

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 100 comments