Виктор Имантович Алкснис (v_alksnis2) wrote,
Виктор Имантович Алкснис
v_alksnis2

Особое мнение

Как известно, 18 мая в Москве прошло учредительное собрание Российской ассоциации свободного программного обеспечения (РАСПО). Учредители ассоциации — два десятка компаний и организаций, связанных с рынком свободного софта.
В их числе — IBM, Sun, VDEL, «АльтЛинукс», «Информзащита», «КОРУС  Консалтинг», «Ланит», «Линкс», «ПингВин Софтвер» (группа компаний «АйТи») и др. 
Президентом ассоциации избран директор Института системного программирования РАН академик Виктор Петрович Иванников.

Сайт "Инфобизнес-онлайн" разместил у себя интервью с президентом Российской ассоциации свободного программного обеспечения (РАСПО) директором Института системного программирования РАН академиком Виктором Иванниковым и советником гендиректора компании «АйТи» Дмитрием Комиссаровым.

Во многом я с ними согласен, но есть принципиальные моменты,  по которым  хотел бы высказать и свое мнение.

Никаких сомнений в том, что стратегическая линия по переходу нашей страны на свободное программное обеспечение является единственно возможной и правильной,  у меня нет.
На мой взгляд, в обозримой перспективе в России и у свободного, и у проприетарного программного обеспечения будут свои «ниши».

На первом этапе  СПО в нашей стране будет активно внедряться в органах государственной власти и управления, муниципальных структурах, силовых ведомствах и бюджетных организациях. Это ПО будет использоваться на десктопах и в качестве серверных операционных систем. В вышеупомянутых  структурах использование проприетарного ПО, тем более, разработанного за рубежом, должно быть максимально ограничено или даже запрещено. И это не означает ограничение принципов конкуренции и свободного рынка, а является элементарной заботой государства о своей информационной безопасности.

Вторым немаловажным фактором, стимулирующим переход госорганов на СПО, является экономия бюджетных средств за счет отказа от многомиллиардных расходов, связанных с  оплатой  лицензий, а также периодического обновления  всего парка компьютерного оборудования при переходе на новое проприетарное ПО в связи с постоянно возрастающими системными требованиями к оборудованию. Притом что, по большому счету, это не приводит к существенному повышению функциональности компьютеров в сфере документооборота, офисных работ и управленческой деятельности.

Проприетарное ПО на начальном этапе будет доминировать в коммерческом корпоративном секторе, особенно в десктопном варианте. Но в дальнейшем, по мере перехода госструктур и бюджетных организаций на СПО, также начнется постепенный процесс перехода этого сектора на свободное программное обеспечение.

И, наконец, так называемые конечные пользователи... Если все останется, как есть, и государство не начнет активную борьбы с использованием нелицензионных программ на домашних компьютеров пользователей (например, путем ужесточения законодательства и введением уголовного наказания за такие деяния), то конечные пользователи будут продолжать использовать «пиратские» копии проприетарного ПО. Число пользователей, использующих СПО, возможно будет расти только в случае существенного улучшения потребительских качеств дистрибутивов СПО через создание «дистрибутива для домохозяек».  Если же в рамках СПО эта проблема не будет решена, то число конечных пользователей, использующих СПО, будет оставаться небольшим и их скорее можно будет отнести к любителем экстремального туризма, чем «цивилизованного отдыха».Но если государство озаботится борьбой с «пиратством» на наших домашних компьютерах, вот тогда начнется триумфальное шествие СПО среди конечных пользователей.
 
Поскольку на первом этапе главным заказчиком и потребителем СПО выступает государство, то возникает вопрос, а что же нужно для обеспечения его требований?

И уважаемый Виктор Петрович Иванников, и не менее уважаемый Дмитрий Комиссаров являются сторонниками той точки зрения, что «останавливаться на какой-то одной версии Linux – не верно… развивать собственную национальную версию Linux – тоже не верно».

А разрешите спросить, может ли наше  государство позволить себе такую роскошь, когда в Генеральном штабе на десктопах будет установлена, например, Ubuntu, в МИДе – Mandriva, а в администрации города Урюпинска -  openSUSE?

Но ведь общеизвестно и, кстати, об этом говорится в интервью, что «существующие сейчас на рынке варианты Linux не полностью совместимы. Это одна из болевых точек индустрии свободного ПО. Нет твердой дисциплины процесса разработки, нет жестких корпоративных стандартов». А как же можно в госструктурах обойтись без «твердой дисциплины процесса разработки и жестких корпоративных стандартов»?

Учитывая, что в госсекторе и бюджетных организациях комплектация компьютеров и периферии самая разнообразная, как обеспечить весь этот «зоопарк» необходимыми драйверами?

Как обеспечить 24-часовую техническую поддержку десятков самых разных дистрибутивов Linux, которые в случае реализации подобного подхода будут устанавливаться на компьютеры, очевидно, исходя из личных пристрастий того или иного сисадмина? А ведь зачастую этот сисадмин не сможет решить сложную проблему, если она возникнет при использовании «своего любимого дистрибутива», особенно, если для этого потребуется, в том числе, и внесение изменений в программный код.

Как обеспечить сертификацию этого «зоопарка», а тем более срочную сертификацию после обновления дистрибутива для закрытия критических уязвимостей?

И много, много других вопросов…

Именно поэтому я выступал и выступаю за то, что в России должен быть СВОЙ российский дистрибутив Linux. А если уж быть точнее, то российская сборка. Это дистрибутив должен иметь статус ГОСУДАРСТВЕННОГО и он должен пройти сертификацию в соответствующих ведомствах. Кстати, должна быть создана система срочной сертификации дистрибутива после установки обновлений.

Основной разработчик государственного дистрибутива должен физически находиться на территории России и быть российским юридическим лицом. Основной репозиторий государственного дистрибутива также должен физически находиться на территории России и находиться под контролем государства.

Вы спросите зачем? Рынок есть рынок, и на нем возможны самые невероятные события. Кто может сегодня просчитать все последствия для некоторых дистрибутивов, если, ни дай бог, начнется какой-нибудь новый кризис и обанкротится и прекратит свое существование, например, компания RedHat или Novell, или Canonical Ltd?

Даже в ходе реализации «школьного проекта» в 2007 -2008 г.г. возникло несколько конфликтных ситуаций, когда некоторые компании – держатели товарных марок на дистрибутивы потребовали удаления своих товарных марок из дистрибутивов, которые предполагалось внедрять в российских школах.
 
Я убежден, что раз государство является главным заказчиком и главным потребителем «государственного дистрибутива», то государство должно и взять на себя все расходы по разработке и внедрению дистрибутива, а также всех необходимых прикладных приложений к нему.

Рассчитывать, как предлагают уважаемые коллеги, на «сначала удачный продукт, потом деньги» не приходится.
К горькому сожалению, ни одна крупная российская коммерческая структура не будет вкладывать серьезные деньги в разработку СПО, поскольку бизнес-модель получения прибыли за счет техподдержки СПО для них непривлекательна. А ведь всем понятно, что без этого финансирования «удачные продукты» не появятся.

О каких будущих «удачных продуктах» можно вести речь, когда в штате ведущего российского разработчика СПО компании ALTLinux всего около 70 человек, сейчас в условиях кризиса наверное меньше. А ведь предполагается, что дистрибутив АЛЬТа должен на равных конкурировать с ПО от Microsoft, по крайней мере, в российских школах. Но при этом напомню, что в корпорации Microsoft работает около 70 тысяч человек. Почувствуйте разницу!

Государство должно взять на себя финансирование круглосуточной технической поддержки дистрибутива для госструктур и бюджетных организаций. Государство должно вложить деньги в разработку дистрибутива и приложений к нему, ориентированных на домашних пользователей и который я называю «дистрибутивом для домохозяек».

При этом «государственный» и другие дистрибутивы, разработанные за счет российского бюджета  должны распространяться под  лицензией GNU GPL и соответственно любой пользователь должен иметь право пользоваться «четырьмя свободами».

Что же касается создания отечественной операционной системы с нуля, то я убежден, что мы все равно будем вынуждены вернуться к обсуждению этого вопроса. Но позднее. А именно, после успешного перехода нашей страны на СПО и, самое главное, когда начнется реальное возрождение нашей электронной промышленности и в повестку дня будет поставлен вопрос о создании российского процессора. Причем процессора серийного и предназначенного для массового применения.  

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 113 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →