Виктор Имантович Алкснис (v_alksnis2) wrote,
Виктор Имантович Алкснис
v_alksnis2

Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет!

Уважаемые Друзья! Я задержался на неделю с внесением в Госдуму проекта Обращения к Президенту  РФ В.В.Путину.
Тому есть объективные причины, и в первую очередь, я хотел сам разобраться в теме. В результате дискуссии вопросов у меня появилось еще больше, но тянуть больше нельзя. И поэтому выкладываю в ЖЖ окончательный вариант моего проекта Обращения к Президенту.

Завтра его внесу в Госдуму.

Но это не значит, что больше никаких изменений не будет. Документ мной направляется в Правовое управление Госдумы для юридической и лингвистической экспертизы, а также в профильный Комитет по информационной политике Госдумы. 

Правовое управление и Комитет вынесут свои заключения по проекту Обращения и, получив их заключения, я могу официально вносить проект в Совет Госдумы для включения в повестку дня пленарного заседания.

Многое будет ясно по тону заключений, особенно профильного комитета. Если оно будет отрицательное, то значит проект не пройдет. Но в этом случае можно будет, устраняя замечания комитета, внести в текст проекта Обращения необходимые правки и вновь направить его в комитет.

Думая, что у нас впереди еще будет возможность поработать над текстом Обращения.

Теперь еще раз по тексту проекта Обращения.
 
Я постарался по максимуму учесть предложения и замечания, прозвучавшие в ходе дискуссии. Но учесть все поправки я не смог, поскольку зачастую они носят взаимоисключающий характер. Понимаю, что текст обращения многих не устроит, но "лучшее - враг хорошего".

Отвечая на упреки в мой адрес, что я не привлекаю квалифицированных специалистов, которые буду постоянно находиться со мной и подсказывать мне, что говорить и делать, скажу, что это невозможно в принципе. 

Если кто-то думает, что я соглашусь выполнять роль говорящей куклы, которая будет транслировать то, что мне будут шептать на ухо, то он ошибается. Тем более, что это и технически сделать невозможно, к примеру, на телевидении.  

Я буду высказавать СВОЕ мнение САМ.

Да, перед этим я постараюсь выслушать мнение специалистов, в том числе и ваше, моих Друзей!

Конечно, я не являюсь квалифицированным специалистом в области программного обеспечения, каковыми являетесь вы. Но я профессиональный политик, и между прочим, тоже квалифицированный.

И пока вопрос, в основном будет носить политический характер, я буду высказывать свое мнение. Если политическое решение по данному вопросу будет принято и начнется обсуждение технических подробностей, вот тогда я действительно отойду в сторону.

В дополнение к сказанному хочу проинформировать вас, что в четверг, 31 мая, я запланировал провести в Госдуме круглый стол по проблеме РОС с приглашением предствителей ведущих российских компаний-разработчиков ПО с открытым кодом.

И в заключение, быль из нашей истории. Как то к Сталину пришел секретарь Союза писателей СССР с жалобой на некоторых писателей, которые "безобразия нарушают и водку пьянствуют". В ответ на это Иосиф Виссарионович ответил: "Других писателей у меня для Вас нет!"

Вносится депутатом Государственной думы В.И.Алкснисом
Проект
27 мая 2007 г.

ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

К Президенту Российской Федерации В.В.Путину
о необходимости разработки отечественного программного обеспечения


Уважаемый Владимир Владимирович!
Последние 15 лет происходит нарастающее с каждым годом отставание Российской Федерации в сфере информационных технологий от передовых в этом отношении стран.

Удручающее состояние российской электронной промышленности, ситуация в области отечественного программного обеспечения общего применения вызывает большую тревогу.

Данное положение дел создает угрозу национальной безопасности страны, препятствует проведению преобразований в экономике, отрицательно сказывается на внедрении
передовых технологий в образовании, негативно влияет на повышение качества жизни граждан России.

Особое беспокойство вызывает монопольное положение программных продуктов отдельных иностранных фирм в Российской Федерации.

Дело дошло до того, что практически 100 процентов программного обеспечения, установленного на компьютерах, используемых для делопроизводства и документооборота в Администрации Президента РФ, в Федеральном Собрании РФ, в Правительстве РФ,  в силовых ведомствах РФ, органах государственной власти субъектов Федерации и в органах местного самоуправления, является разработкой американской фирмы Microsoft.

При этом необходимо учитывать, что исходный код программного обеспечения этой компании закрыт, что не позволяет быть абсолютно уверенным в отсутствии недокументированных возможностей и соответственно подвергает сомнению возможность обеспечения информационной безопасности  в перечисленных ведомствах.

Кроме того, возможно использование монопольного положения данного программного обеспечения для оказания политического давления на нашу страну, так как всегда существует угроза прекращения сопровождения и развития несвободного иностранного программного обеспечения для России.

Практически монопольное положение на рынке программного обеспечения, занимаемое иностранными компаниями-производителями, стало причиной чрезвычайно высоких цен на программные продукты. А зависимость Российской Федерации от этих продуктов стало причиной высоких совокупных затрат государства и общества на приобретение и использование лицензионного иностранного программного обеспечения. Этот капитал уходит за рубеж в счет оплаты используемого программного обеспечения, а не остается в российской экономике.

Массовые нарушения законодательства в сфере авторских и смежных прав (в первую очередь нелегальное использование программных продуктов) вызваны низкой покупательной способностью населения и завышенными ценами на иностранные программные продукты.

Также массовое использование контрафактного иностранного программного обеспечения препятствует развитию отечественного сектора производства программных продуктов, поскольку разработчики не могут возместить затраты на производство программного обеспечения, не говоря уже о прибыли и дальнейших инвестициях.

Обоснованное беспокойство и негативное отношение к монопольному положению иностранного программного обеспечения в России высказывают Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обращаются к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, с просьбой поручить Правительству Российской Федерации разработать приоритетный национальный проект «Информационная независимость России».

Данный национальный проект должен быть направлен, в том числе, на формулирование требований к операционным системам и программному обеспечению, используемым в образовательных и государственных структурах, и создание в России, на первом этапе, программного комплекса, включающего в себя операционную систему и прикладное программное обеспечение, основанного на открытой архитектуре и свободной лицензии.

Опыт Китая в создании операционной системы Red Flag Linux, а также собственного комплекса офисного программного обеспечения RedOffice наглядно демонстрирует выгоды при использовании программного обеспечения с открытым кодом для реализации национальных проектов. Об этом же свидетельствует и опыт таких стран, как Германия, Япония и Франция.  Например, японское правительство приняло решение инвестировать в переход на Linux в 2008 году 10 миллиардов долларов (1,25 триллионов йен).

Создание такого дистрибутива операционной системы на основе открытой архитектуры возможно в кратчайший срок, поскольку наличие огромного количества программных продуктов, основанных на открытом исходном коде, со свободной лицензией, и находящегося в свободном доступе, значительно сокращает сроки разработки и финансовые затраты на реализацию проекта.

Реализации этого проекта должно предшествовать принятие решения о юридическом статусе программного обеспечения, распространяющегося по свободным лицензиям в Российской Федерации, поскольку в настоящее время этот вопрос находится вне правового поля вообще и значительно затруднен доказательный процесс правомочности владения пользователями подобного программного обеспечения.

В рамках реализации проекта создания российского дистрибутива операционной системы, основанного на открытом исходном коде и свободной лицензии необходимо принять решение об отказе от использования в делопроизводстве и документообороте в государственных органах власти и управления, органах местного самоуправления, а также в государственных и муниципальных предприятиях, учреждениях и заведениях, финансируемых из бюджетов всех уровней, документов с закрытым форматом и о переходе на международный стандарт ISO/IEC 26300:2006 которому соответствует формат ODF(Open Document Format), для чего необходимо придать ему юридический статус в Российской Федерации.

Это бы регламентировало документооборот внутри страны, существенно упростило и удешевило управление ИТ-инфраструктурами внутри государственных, частных учреждений и предприятий.

Вместе с российским дистрибутивом операционной системы должен быть доработан набор необходимых программ, решающий вопросы делопроизводства и документооборота в органах власти и управления, внедрения новых технологий в области образования, а также обеспечивающих использование этого программного продукта в интересах рядовых пользователей.

Разрабатываемый программный продукт и обновления к нему должны находиться в открытом доступе, что позволит любому пользоваться данным продуктом безвозмездно.

Дальнейшие разработки необходимых программ на базе российского дистрибутива операционной системы могут производиться на коммерческой основе и предлагаться потребителям за плату.

Поскольку данный программный комплекс предлагается создавать на основе открытой архитектуры, то его разработка не должна вестись келейно. Этот процесс должен протекать открыто и общество должно иметь возможность быть в курсе принимаемых решений и при необходимости предлагать свои варианты решения возникающих проблем. Со стороны государства потребуется стандартизация, постановка задач, управление проектом, финансирование приоритетных разработок.

После разработки данного программного продукта он должен быть рекомендован к использованию в органах государственной власти и управления, а также в органах местного самоуправления, образовательных и иных учреждениях и заведениях, финансируемых из бюджетов всех уровней. Использование несвободных програмных продуктов в таких органах должно быть запрещено и допускаться только в оговоренных законом случаях, т.е. при решении специальной комиссии о невозможности использования в данном случае свободного программного обеспечения.

Следует отметить, что развертывание предлагаемых работ будет способствовать развитию соответствующих отраслей науки в России, повышению качества профильного высшего образования в данных областях, предотвратит утечку из страны научных кадров из указанных областей и, более того, будет способствовать возвращению в Россию специалистов, работающих в настоящее время в иностранных фирмах, программные продукты которых и занимают монопольное положение на российском рынке.

Инфраструктура свободного программного обеспечения, созданная в рамках реализации данного программного комплекса на принципах открытой архитектуры позволит в дальнейшем приступить к реальному созданию современных отечественных процессоров и других сложных электронных компонентов.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  убеждены, уважаемый Владимир Владимирович, что реализация приоритетного национального проекта «Информационная независимость России» будет способствовать технологическому прогрессу и укреплению экономики России и даст возможность отказаться от её сырьевой направленности. 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 196 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →